Израильский Минздрав проверит стоимость кофе в больницах

Больницы, "Ракевет Исраэль" и аэропорты отбирают у кофейных сетей львиную долю прибыли, и это оплачивается из кармана потребителя. Гендиректор Минздрава дал указание аудитору министерства проверить вопрос.

 

Генеральный директор Министерства здравоохранения Израиля профессор Рони Гамзу распорядился провести аудиторскую проверку, чтобы узнать ценопроизводство в кафетериях больниц.

Расследование газеты "Калькалист" показало, что больницы и больничные кассы выдвигают высокие требования к сетям уже во время тендера, требуя себе вплоть до половины получаемой прибыли. В результате, кофейни не могут понизить цены на кофе и сандвичи, даже если бы захотели.

В Минздраве сообщили, что "данный вопрос будет изучен, и среди прочего, будут проверены все структуры, не только правительственные учреждения".

Получается, что кофейни, работающие при больницах, стали еще одним источником дохода для больниц и больничных касс. Например, сеть "Кафе Кафе", чья кофейня находится в лобби тельавивской больницы "Ихилов", платит за возможность работать в этой точке свыше 100 тысяч шекелей в месяц. И это не учитывая оборот продаж, составляющий порядка 250 тысяч шекелей в месяц. Сеть платит 58 тысяч за возможность задействовать свой эспрессо-бар в больнице в Нагарии.

Интересно, что в эти суммы не входит оплата муниципального налога ("арнона"), а также счета за воду и электричество. Арендная плата за точку составляет еще 6-12% от оборота. В результате, владельцы сетей признают, что при таких расходах заработки минимальные. А в больнице "Ихилов" порой приходится работать в минус.

И вот такой расклад: победители тендера в хайфской больнице "Кармель" передают 55% прибыли больнице, в "Бейт-Левинштейн" — 54%, "Бейлинсон" — 52%, "Ха-Шарон" – 50%, "Каплан" — 45%, "Сорока" — 44% от прибыли. Больничной кассе "Клалит" в кофейнях Северного округа перепадает 48% прибыли, в центре страны — уже 29%, на юге — 20%.

"Раньше при больницах были кафетерии, в которых тетеньки продавали черный турецкий кофе и засохшие пирожные, но это время ушло. Люди хотят получать другой продукт, а за это надо платить, - отмечает представитель одной из больниц, - Это же больница, а не компания, которая пришла заработать. Все полученные средства идут на реставрацию больничных корпусов".

На железнодорожных станциях тоже не все просто. Главным критерием отбора компании во время тендера является цена, предложенная сетью (80%) и лишь затем качество предоставляемых услуг (20%). В результате, чашечка кофе обходится покупателю в 12 шекелей.

Впрочем, и аэропорты неплохо зарабатывают на кафетериях на своей территории. В аэропорту "Сде Дов" сетевики должны выложить 690 тысяч шекелей в год, чтобы получить возможность открыть там свою точку. В результате, потребитель платит 12-16 шекелей за чашечку "капучино". В старом терминале "Бен-Гуриона" открыть кофейню стоит 1,5 миллиона шекелей в год, а в третьем терминале – аж 10 миллионов шекелей в год. Отсюда цена кофе – 13-18 шекелей.

Из больниц и больничных касс передают, что у покупателей кофе всегда есть альтернатива приобрести его за пределами больничной территории, либо воспользоваться кофейными аппаратами.

Источник: 9tv.co.il/news/2014/01/22/167603.html